Про питьевой режим в горах

Категория: Спорт

Без еды человек может прожить 30 суток. Без воды — 3-5 дней в зависимости от внешних условий.

В советское время проводился, например, такой эксперимент. Вы оказались без еды летом в тайге. Там есть грибы, ягоды, какая-то рыба ловится. До цивилизации идти 10 дней. Ваши действия?

Все нормальные люди выбирали вариант собирать грибы-ягоды, ловить рыбу, есть и идти. Но, как выяснилось, это довольно ошибочная история. Математику не обманешь: на то, чтобы собрать ягод и грибов, выловить рыбы, убить дичь, если у вас нет ружья, потребуется столько времени и энергии, что человек должен два дня собирать еду и один день идти. И десятидневный выход в цивилизацию превращается в тридцатидневный. И это в три раза больше рисков травм, непогоды, заболеваний и так далее. А если десять дней идти, не есть и просто пить воду — это пойдёт на пользу почти любому. Главное, чего в этой ситуации нельзя делать, и это очень занятная история — нельзя срывать ягоды и на ходу отправлять их в рот.

У организма есть два разных режима:

  • голодание;
  • недоедание.

Когда человек голодает, тяжело первые 2-3 дня, потом организм понимает, что кормить не будут, и начинает очень экономно расходовать ресурсы. И можно после этого ещё две недели в режиме полного голодания довольно интенсивно работать, в 60% от полной силы.

А если вы подкидываете ягодку в рот, организм видит приход еды, находится в режиме недоедания и обессиливает в течение 4-5 дней. Вы обманываете организм, но калорийность ягод и грибов почти нулевая. 2 000 ккал ягод, например — это ведро. И даже если вы съедите ведро черники, то следующие два дня никуда не пойдёте — будете сидеть под кустом, что тоже не добавит вам здоровья.

Так вот, человек может долго не есть, но не пить долго не может.

Начну про «чистую горную воду». Статистика жестокая: человек, который месяц пьёт такую воду, вдвое увеличивает риск переломов. Она просто вымывает кальций из организма. «Чистая горная вода» — практически дистиллированная. Её можно выпить много, она не содержит солей, и сама вымывает соли из организма. Напиться ей невозможно. Общая рекомендация: пить её в чае, добавлять изотоники, мешать с соком или минералкой — всё, что угодно, только не в чистом виде. Проблемой является высокогорье или зима, когда вы топите воду из снега. Талая вода тоже дистиллированная. Её можно выпить много, в животе будет булькать, а по факту ощущение жажды будет оставаться.

Одной из неприятных историй высокогорья является ощущение, что на холоде как будто бы пить не хочется. Например, вы ночуете на отметке 4 500 метров летом на Эльбрусе: ночами холодно, днём тоже не жарко, погода не очень хорошая, пить не хочется — и вы не пьёте. Но на высоте более 5 000 метров на морозе дыхание частое, а лёгкие — это 10 м² слизистой оболочки, которая выделяет воду. Вы не потеете, не совершаете активных движений, но на высоте, даже лёжа, вы дышите часто. На дыхание уходит масса воды. И люди сильно обезвоживаются, это усиливает горную болезнь. А она, в свою очередь, приводит к тому, что человеку тяжело шевелиться, он реже готовит еду, пьют воду. Такой замкнутый круг.

Наверняка все слышали фразу относительно движения в гору и вообще любого длительного движения или бега — «отдыхать надо до того, как устал». Потому что когда вы уже почувствовали сильную усталость, восстанавливаться придётся долго. С водой ситуация точно такая же. Пить надо постоянно, понемногу и до того, как тебя начала душить сильная жажда. Если ты почувствовал сильную жажду, это значит, что всё уже совсем плохо. Потеря 5% влаги в организме приводит к снижению работоспособности на 50%. Что такое 5%? Для простоты: если человек весит 100 кг, это потеря 2 литров воды. Можно выпить очень много воды, но желудок может всосать (перевести воду в кровь) 200 г чистой воды в час. Та вода, что болтается в желудке, просто болтается в желудке. И при этом в час можно потерять 2 литра. Очень грустная история. То есть если долго не пить, то восстановление займёт гигантское время. Чтобы этого не произошло, нужно постоянно пить, хороший график — раз в 15 минут по 100 г. И здорово, если это будет не чистая вода, а изотоник. Самый простой и доступный нам — регидрон. Можно пойти в аптеку, купить несколько пакетиков и пробовать это пить. Очень невкусно, фантастически просто! Есть изотонические напитки, которые производятся в промышленных масштабах — сухие, жидкие, в таблетках, какие угодно. В целом, это тот же набор солей — калий, магний, которые мы теряем с потом.

С изотониками две истории:

  • Первая: они восстанавливают набор солей в организме.
  • Вторая: подсоленная вода вдвое лучше абсорбируется желудком. То есть, если пить изотонические напитки, то желудок в час может всосать не 200 г, а 400 г.

В обычной жизни человеку для нормальной деятельности нужно около 2.5 литра воды в день. Из них литр он выпивает собственно воды, остальное получает с едой, расщеплением жиров и всего остального.

В активный день в горах потери воды могут быть до 10 литров. И эти расходы сравнимы с супермарафонами. Марафонцы как раз пьют по 100 г, но постоянно. В целом физиология альпинизма, туризма и марафонского бега очень похожа.

Подведём итог. Пить надо:

  • часто (раз в 15 минут);
  • регулярно;
  • понемногу;
  • не талую воду, а лучше изотонические напитки.

Употребление энергетических и кофеиносодержащих напитков — это чистое зло. То есть если вам позарез нужно дойти, и вы видите точку финиша, то делайте, что хотите. Но знайте, что человек, потребляющий всякие стимуляторы, может в какой-то момент упасть без сил и никакие энергетики его не поднимут. Чистая физиология. Что касается алкоголя — его нельзя применять в горах, чтобы согреться или взбодриться. В целом он ухудшает акклиматизацию, физическую форму, восстановление и всё остальное. Есть один момент, когда ты можешь позволить себе немного алкоголя — когда пришёл, поставил лагерь, поужинал, залез в тёплую палатку, потом в спальник — в этот момент можно выпить 30 грамм, чтобы снять нервную перегрузку, расслабиться, согреться. Но это делается внутри тёплого спальника. Попытка согреться алкоголем на улице может привести к быстрой смерти от переохлаждения.